Мнение о статье первого заместителя Министра труда и социальной защиты РФ С. Ф. Вельмяйкина

Мнение о статье первого заместителя Министра труда и социальной защиты РФ С. Ф. Вельмяйкина «Основные направления развития законодательства об охране труда в Российской Федерации» в журнале «Справочник специалиста по охране труда» № 7 от 2014 года.

1. «…рост увеличения доли рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда… в целом связан не со стремительным ухудшением условий труда в стране, хотя в ряде отраслей это тоже имеет место. Главная причина – объективная оценка условий труда на рабочих местах благодаря проводившейся в последние годы аттестации рабочих мест по условия труда (далее — АРМ). Чем больше рабочих мест проходили процедуру АРМ, тем больше выявлялось рабочих мест с отклонениями от гигиенический нормативов. В то же время… ее прошли только около 15 % от общего количества рабочих мест. Когда мы будем иметь более объемную и репрезентативную картину состояния условий труда по итогам специальной оценки условий труда, тогда станет очевидно, какую долю на самом деле составляют рабочие места с вредными и (или) опасными факторами».

По оценке нашей лаборатории в 2014 году доля рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда значительно уменьшится. Поскольку согласно Федеральному закону от «28» декабря 2013 г. № 426 «О специальной оценке условий труда», а также Приказу Минтруда России от 24.01.2014 №33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» количество опасных и (или) вредных производственных факторов, подлежащих замерам, снижено за счет процедуры идентификации, которая охватывает лишь часть оцениваемых ранее факторов, а также увеличены максимально допустимые уровни некоторых факторов, что позволяет рабочие места ранее квалифицированные как вредные перевести в класс допустимых.

Таким образом, складывается ситуация, когда проведение специальной оценки условий труда показательно снижает количество рабочих мест с вредными и (или) опасными факторами, и работодатель теперь не заинтересован в улучшении условий труда работников и приведении их к допустимым показателям.

2. «Следует отметить, что введение процедуры декларирования, подразумевающей возможность не проводить инструментальных измерений на рабочих местах в ходе СОУТ, вызвало негативную реакцию у части профессионального сообщества оценщиков. Однако, … практика проведения АРМ показала, что существующие аттестующие организации физически не способны провести оценку всех рабочих мест … и у самих работодателей часто нет желания ее проводить, поэтому они ищут и находят способы выполнить оценку фиктивно, «на бумаге».

Данное объяснение эффективности декларирования по крайней мере вызывает недоумение. Да, недобросовестные лаборатории проводили АРМ так сказать «на бумаге». Теперь же получается, что раньше было фиктивно — сейчас можно делать открыто, опять же вместо того, чтобы заставить работодателя привести условия труда к допустимым.

Выводы: прошло уже более 5 месяцев с даты опубликования ФЗ № 426-ФЗ и Методики, но вопрос — какая же все — таки преследуется цель так и висит в воздухе. Вроде бы все красиво, идем семимильными шагами в красивое будущее, но на практике получается, что все только ухудшается. Всего-то делов — соберите вы всех экспертов, их много! и ПОСЛУШАЙТЕ их.

Error: Only up to 6 widgets are supported in this layout. If you need more add your own layout.

×

×

Заявка на расчет СОУТ

Месяц проведения работ:

Перечень рабочих мест
(или штатное расписание):

×